Компьютерное тестирование как одна из форм контроля

Кувакина Е.В., методист Информационно-аналитического центра ИРО

 

На современном этапе среди эффективных методов оценки образовательных достижений заметная роль отводится тестированию.

В тестах учебных достижений привлекает, прежде всего:

§         Возможность проверки усвоения учебного материала;

§         Проверка большого объема учебного материала;

§         Оценка достаточно большого количества учащихся;

§         Объективность оценки результатов работы (равные условия для тестируемых);

§         Удобство и быстрота проверки выполненной работы;

§         Высокая точность измерения учебных достижений;

§         Дифференцирующая способность выше, чем в пятибалльной системе оценивания;

§         и т.д.

Имеется и ряд причин, позволяющих негативно относиться к тестам учебных достижений:

§         Сложность формализации умений и навыков;

§         Невозможно проследить логику рассуждения учащихся;

§         Угадывание правильных ответов;

§         Дороговизна технологии;

§         Как быть с пятибальной системой оценивания?

§         и т.д.

 На сегодняшний день мы можем говорить о сформированности  системы централизованного тестирования, которую представляет Центр тестирования выпускников образовательных учреждений при Министерстве образования РФ (директор В.А. Хлебников www.rustest.ru). Создана и успешно функционирует система ЕГЭ (70%-80% заданий ЕГЭ - тестовые задания. www.ege.edu.ru). В ЦТ и ЕГЭ, как разновидность тестирования, включено компьютерное тестирование.

Тестирование компьютерное - педагогическое тестирование на компьютере под управлением специальной программы, обеспечивающей нужную презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования.

Следует отметить особенности компьютерного тестирования, которые невозможно реализовать при бланковом тестировании:

·        Меньшее время выполнения;

·        Результаты работы сразу становятся известны проверяющему (тестирующемуся);

·        Объективность при оценивании работы;

·        Быстрота обработки результатов тестирования;

·        Рандомизация заданий;

·        Адаптивность;

·        Подробная регистрация времени тестирования;

·        Internet-технологии (электронная почта; Online-тестирование, Offline-тестирование).

Наиболее распространенным видом педагогических программных средств являются программы для контроля знаний и тестирования.

Программа «Visual Teacher» предназначена для создания и исполнения тестовых работ. Это среда, не имеющая предметного наполнения, не требующая специальных знаний в области программирования, предназначена, в первую очередь, для учителя предметника. Автор дидактических материалов вводит с помощью редактора сценарий контроля. Программа - исполнитель осуществляет выполнение тестов и запись результатов в электронный журнал. Наряду с контрольными вопросами материалы могут содержать блоки учебного материала, сопровождаемые текстом, статическими  иллюстрациями  или  мультимедиа изображениями. В среде возможны, следующие формы заданий: выбор ответа (единственный или множественный), с кратким ответом, на установление соответствия, на установление правильной последовательности.

На базе среды “Visual Teacher” были созданы программно-методические комплексы для начальной школы: «Русский язык ¾ (тесты)», «Русский язык Э/Д (тесты)». В 1997-2000 г. проводилось  компьютерного тестирования выпускников начальной школы.

С развитием глобальной сети Интернет, становится актуальной проблема дистанционного получения материалов для обучения, контроля, проведения анкетирования.

Программный комплекс «HyperTeacher» (с использованием средств компьютерных сетей) позволяет провести дистанционное обучение, тестирование и анкетирование в глобальной и локальной сетях (режим «клиент-сервер»). Комплекс предназначен для представления учебных материалов в произвольном виде (файлы презентаций, текстовые файлы, гипертексты, мультимедиа элементы и т.п.); создания и предъявления тестовых заданий; проведения анкетирования; протоколирования процесса получения материалов анкетирования, обработку результатов тестирования.

Следует отметить, что тестирование, и как его разновидность – компьютерное тестирование, не отменяет и не заменяет традиционные методы контроля, способствуя повышению объективности, обоснованности и сопоставимости результатов.