На современном этапе среди эффективных методов оценки образовательных достижений заметная роль отводится тестированию.
В тестах учебных достижений привлекает, прежде всего:
§
Возможность
проверки усвоения учебного материала;
§
Проверка
большого объема учебного материала;
§
Оценка
достаточно большого количества учащихся;
§
Объективность
оценки результатов работы (равные условия для тестируемых);
§
Удобство
и быстрота проверки выполненной работы;
§
Высокая
точность измерения учебных достижений;
§
Дифференцирующая
способность выше, чем в пятибалльной системе оценивания;
§
и
т.д.
Имеется и ряд причин, позволяющих негативно
относиться к тестам учебных достижений:
§
Сложность
формализации умений и навыков;
§
Невозможно
проследить логику рассуждения учащихся;
§
Угадывание
правильных ответов;
§
Дороговизна
технологии;
§
Как
быть с пятибальной системой оценивания?
§
и
т.д.
На сегодняшний день мы можем говорить о сформированности системы централизованного тестирования,
которую представляет Центр тестирования выпускников образовательных учреждений
при Министерстве образования РФ (директор В.А. Хлебников www.rustest.ru). Создана и успешно функционирует система ЕГЭ
(70%-80% заданий ЕГЭ - тестовые задания. www.ege.edu.ru). В ЦТ и ЕГЭ, как разновидность
тестирования, включено компьютерное тестирование.
Тестирование
компьютерное - педагогическое тестирование на компьютере под управлением
специальной программы, обеспечивающей нужную презентацию тестовых заданий и
обработку результатов тестирования.
Следует отметить
особенности компьютерного тестирования, которые невозможно реализовать при
бланковом тестировании:
Наиболее распространенным видом педагогических программных средств являются программы для контроля знаний и тестирования.
Программа «Visual Teacher» предназначена для создания и исполнения тестовых работ. Это среда, не имеющая предметного наполнения, не требующая специальных знаний в области программирования, предназначена, в первую очередь, для учителя предметника. Автор дидактических материалов вводит с помощью редактора сценарий контроля. Программа - исполнитель осуществляет выполнение тестов и запись результатов в электронный журнал. Наряду с контрольными вопросами материалы могут содержать блоки учебного материала, сопровождаемые текстом, статическими иллюстрациями или мультимедиа изображениями. В среде возможны, следующие формы заданий: выбор ответа (единственный или множественный), с кратким ответом, на установление соответствия, на установление правильной последовательности.
На базе среды
“Visual Teacher” были созданы программно-методические комплексы для начальной
школы: «Русский язык ¾ (тесты)», «Русский язык Э/Д (тесты)». В 1997-2000
г. проводилось компьютерного
тестирования выпускников начальной школы.
С развитием глобальной сети Интернет, становится актуальной проблема дистанционного получения материалов для обучения, контроля, проведения анкетирования.
Программный комплекс «HyperTeacher» (с использованием средств компьютерных сетей) позволяет провести дистанционное обучение, тестирование и анкетирование в глобальной и локальной сетях (режим «клиент-сервер»). Комплекс предназначен для представления учебных материалов в произвольном виде (файлы презентаций, текстовые файлы, гипертексты, мультимедиа элементы и т.п.); создания и предъявления тестовых заданий; проведения анкетирования; протоколирования процесса получения материалов анкетирования, обработку результатов тестирования.
Следует отметить, что тестирование, и как его разновидность – компьютерное тестирование, не отменяет и не заменяет традиционные методы контроля, способствуя повышению объективности, обоснованности и сопоставимости результатов.